Не Евклидова геометрия «Гаража» или игры с зонтиком

Автор статьи - Боровков Павел – руководитель проекта Школа Мастеров

Как интересно развивается мир! Параллельные прямые начинают пересекаться, великий передел Тай Цзи, раскручивая свое колесо, творит и перемешивает времена, концепции людей и события.

На территории гимна советскому образу жизни и мысли - парка им. Горького теперь находится музей современного искусства «Гараж». Здесь выставляются работы художников, которые этот самый образ мысли и жизни подвергали сомнению, растягивая его как резиновую игрушку в совершенно невообразимых направлениях.

Для того, чтобы получить изысканное удовольствие от выставок и инсталляций «Гаража», нужно перенестись в другое измерение мышления, где параллельные прямые пересекаются прямо в голове, а законы Евклидовой геометрии не более чем еще одна упрощённая составляющая инсталляций.

В 1854 году гениальный математик Риман, отойдя от геометрии Евклида, описал многомерный мир на плоском листе бумаги, буквально взорвав мозг современников своим докладом.

Сегодня современные художники делают то же самое, показывая нам скрытые грани и проявления бытия.

Гениальность заключается в умении видеть мир не так, как другие, и суметь показать это окружающим, изменив их сознание. Гениальный художник своими работами подталкивает человека провести работу над собой и окунуться в мир нераскрытых возможностей и «невозможных» точек зрения.

Прямые концепций пересекаются, сплетаясь в клубок.

Тысячелетия назад художники востока, изображая простую тыкву-горлянку, напоминали посвященным, что природа всего есть пустота, как и пространство внутри тыквы. И эта пустота дуальна и не равна! А сухие семена, гремящие в этой тыквенной вселенской пустоте, есть не что иное как символ рождения новой жизни – сознания, проявившего и изменившего самого себя.

Вот что о времени и пространстве говорит наш современник Илья Кабаков:

«Что значит быть со своим прошлым?» – спрашивает Илья Кабаков.

«Для культуры это крайне важный момент, потому что она вообще построена на продолжении, корреляции с прошлым – революционным или каким-либо еще. Ведь если нет прошлого, то, разумеется, нет будущего. Что же есть? Есть очень узкая щель между утром и вечером. И вот я действую с той энергией, которая от меня требуется применительно к ситуации. Сегодняшний день – пространственное, но не временнóе понятие. То, что отодвигается, рано или поздно придвинется».

Инсталляция Яёи Кусамы «Души за миллионы лет от нас» выглядит как млечный путь, в круговороте которого бесконечность миров, звёзд и душ. Войдя в эту комнату-вселенную ощущаешь, что время и пространство не существуют, и всё есть сразу здесь и сейчас.

Одно произведение художницы позволяет ощутить на себе сразу десятки философских постулатов и догм.

На выставке Георгия Кизевальтера «ИНСАЙДЕР» показаны фотографии, на которых деятели московского художественного андеграунда запечатлены с зонтиками.

Этот проект назывался «Любишь меня – люби и мой зонтик» (1984г).

У каждого из нас есть свой зонтик - иногда красивый, иногда неудобный и совершенно неуместный. Иногда зонтик помогает, а иногда мешает. Этот зонтик и в нашей голове, и в нашей душе.

Чтобы прикоснуться к тому, что нам показывают гениальные Георг Риман, Яёи Кусама, Илья Кабаков, о чем пишут Джеймс Джойс, Лао Цзы и Конфуций нам нужно убрать свой зонтик. Поменять своё мышление, и тогда мы увидим те грани мироздания, которые подсвечивают нам гении всех времен.